Для терапевта важно развивать осознанность к взаимному вниманию с клиентом. Этот феномен — одна из базовых основ не только в терапии, но и в обучении эмоциям, речи, усвоении понятий, саморегуляции.
В раннем детстве мать помогает ребенку справляться с переживаниями именно через направленное внимание. Например, когда малыш ушиб палец, она переносит фокус на другую руку, нежно поглаживая ее. Ребенок следит за ее взглядом, и его восприятие смещается — так закладывается способность к саморегуляции. Позже, в играх, дети учатся синхронизироваться через взаимный контакт глаз, ощущая общие цели и договариваясь на языке интенций.
В гештальт-терапии взаимное внимание становится инструментом контакта.
Важно замечать:
- Как я инициирую его? (например, фокусируясь на жесте клиента, изменении дыхания)
- Как откликаюсь на призыв клиента? (его взгляд, телесный жест, бессознательное движение)
Например, когда клиент говорит о болезненном переживании, его плечи могут сжиматься, словно закрываясь от мира. Если терапевт останавливает свой взгляд на этом напряжении — возникает разделенный опыт. Клиент чувствует: его боль замечена, а значит — может быть выдержана.
Так формируется диалогичность контакта: не просто "я вижу тебя", а "мы видим это вместе". И тогда даже молчание становится частью терапии — как совместное пребывание в том, что сейчас важно.
В раннем детстве мать помогает ребенку справляться с переживаниями именно через направленное внимание. Например, когда малыш ушиб палец, она переносит фокус на другую руку, нежно поглаживая ее. Ребенок следит за ее взглядом, и его восприятие смещается — так закладывается способность к саморегуляции. Позже, в играх, дети учатся синхронизироваться через взаимный контакт глаз, ощущая общие цели и договариваясь на языке интенций.
В гештальт-терапии взаимное внимание становится инструментом контакта.
Важно замечать:
- Как я инициирую его? (например, фокусируясь на жесте клиента, изменении дыхания)
- Как откликаюсь на призыв клиента? (его взгляд, телесный жест, бессознательное движение)
Например, когда клиент говорит о болезненном переживании, его плечи могут сжиматься, словно закрываясь от мира. Если терапевт останавливает свой взгляд на этом напряжении — возникает разделенный опыт. Клиент чувствует: его боль замечена, а значит — может быть выдержана.
Так формируется диалогичность контакта: не просто "я вижу тебя", а "мы видим это вместе". И тогда даже молчание становится частью терапии — как совместное пребывание в том, что сейчас важно.